Поколение «рекомендаций»: как алгоритмы социальных сетей формируют личность современных подростков / Оффтопик /

Поколение «рекомендаций»: как алгоритмы социальных сетей формируют личность современных подростковПодростковый возраст — это время, когда мир кажется совершенно непонятным и непредсказуемым. А социальные сети в этом возрасте умудряются как никогда осложнить эту уже такую запутанную жизнь. Подобно злобным феям в нашем современном варианте сказок, они пытаются подарить подросткам иллюзорное счастье и самоутверждение в обмен на их драгоценное время и личностное развитие.

Как только подросток входит в социальные сети, его ожидает настоящий фейерверк из иллюзий и фильтров. Вот он, юный пользователь, открывает главную страницу своего профиля и видит: тысячи счастливых лиц, плавно закрученные фильтрами и ретушью, безукоризненные кадры идеальных жизней подростков, которые, казалось бы, отличаются от него как Дисней от реальности.

Представим, что волшебное зеркало соцсетей работает как разумный злодей из мультфильма.

Оно видит, что подросток любит кошек и мемы с ними, и тут же подкидывает в его ленту десятки фотографий самых милых и смешных котят. А в это время крутая радиостанция с кучей лунар-поп исполнителей под ее эгидой зажигает «только то, что тебе нравится» плейлисты подростку.

В какой-то момент подростку кажется, что этот добрый злодей-алгоритм его лучший друг и даже близкий родственник.

Ведь ведь он так хорошо знает, что подросток хочет видеть, и подстраивается под его вкусы и интересы. Но тут надо вспомнить, что злодеи из сказок несут свои подарки не бескорыстно, а всегда что-то спрашивают взамен. Так и социальные сети, накапливая информацию о подростке, всегда стремятся подстроиться под его внимание, чтобы преподнести ему новый «подарок» в виде рекламы, которую подросток называет «совпадением».

Но что станет с подростком, когда он выйдет из мнимой фейерверком соцсетевого цирка и вдруг обнаружит, что за его окошком реальность вовсе не похожа на то, чем ему услаждает волшебное зеркало? Пусть он взглянет на своего соседа, который так фотогенично гулял по крыше школы в последнем посте, а на самом деле не сдал домашнее задание по математике и набрал замечание от учителя.

Подостлан бы за момент, окружением прекрасных фотографий подростков с соцсетей.

На одной из них показано, как 15-летняя Анна жарит шашлыки на дикой вечеринке, верхом на голове трендовые очки-сердечки, сияя от радости. Друзья на этой фотографии такие счастливые и улыбчивые, что кажется, будто им всего по 15 лет, и они никогда не жаловались на хомяка Шарика, который выгрыз весь коврик изо рта.

А ведь на прошлой неделе папа Анны впервые попытался починить ее самокат, и вот разбрызгивает отверткой масло по всему гаражу, а подруга прямо сейчас, на бане, переживает свой последний роман со своим первым парнем и решает, не пережив и не изменить-ли бы в школу таблицу умножения для всех классов.

Проанализировав ситуацию в соцсетях, можно сделать вывод о том, что они являются своего рода сказкой для подростков, полной удивительных событий и образов. Но, как и в любой сказке, в них нет места для реальности и повседневных проблем, которые решает подросток в старом-добром мире за окном. И вот тут-то и начинается самая главная головоломка для юных пользователей социальных сетей: как не запутаться в этой клубке иллюзий и настоящего, как не потерять себя за фотографиями и лайками, как научиться видеть истинную красоту и ценность в реальности, несмотря на мерцание фотошопированных снимков с экрана гаджета.

Таким образом, социальные сети, будучи неотъемлемой частью современного мира подростков, могут как помочь им в поиске себя и других, так и увести в сторону от реальности и свести на нет личностное развитие.

Главное здесь — научиться понимать разницу между миром виртуальным и настоящим, не потерять свою индивидуальность в поиске признания и лайков. Ведь сказки красивы, но иногда куда интереснее читать реальные истории, даже если они не такие яркие и креативные.