Цикл с предусловием (оператор while). Цикл с предусловием Что такое цикл с предусловием

Цикл while называется с предусловием, т. к. проверка условия осуществляется перед каждым выполнением тела цикла. Используется, если число повторений цикла заранее неизвестно.

Выполнение оператора цикла while начинается с проверки условия. Если оно истинно, то выполняются операторы тела цикла, затем вновь проверятся условие и т. д. Как только на очередном шаге окажется, что условие ложное, то выполнение цикла завершится. Цикл while может ни разу не выполниться, если условие в самом начале ложное.

В блок-схеме цикл while изображается так, как показано на рис. 5.3.

Рис. 5.3. Блок-схема цикла while

Ввод оператора цикла while осуществляется аналогично вводу цикла for, после нажатия кнопки while панели Программирование на экране появляются элементы, показанные на рис. 5.4. В первое поле введите условие выполнения цикла, и в нижнее поле операторы тела цикла. Если в теле цикла более одного оператора, то нужно воспользоваться кнопкой Add Line для добавления дополнительных операторов в тело цикла.

Рис. 5.4. Вставка оператора цикла while

В теле цикла должен присутствовать хотя бы один оператор, изменяющий условие цикла так, чтобы цикл через некоторое число итераций завершился, иначе цикл будет выполняться бесконечно.

Пример 5.4. Найти первый отрицательный член последовательности

Блок-схема алгоритма решения примера:

Пример 5.5. Вычислить значения функции при изменении аргумента х от -1 до 3 с шагом 0.5 и сформировать из этих значений вектор y .

Эта задача уже была рассмотрена, но с использованием цикла For , решим ее с циклом While .

Описание и вызов программы-функции:

Пример 5.6. Найти количество и сумму цифр заданного натурального числа.Описание и вызов программы-функции:


В данной программе используются две функции:

· mod – выдаёт остаток при делении x на y .

· trunc – выдает целую часть z , удаляя дробную часть.

Пример 5.7. Составить программу для вычисления суммы членов бесконечного ряда с точностью до члена ряда .

При этом вычисление текущего члена ряда выполнить по формуле: -текущий член ряда, - предыдущий член ряда.

Итерационным называется вычислительный процесс, в котором для определения последующего значения переменной используется её предыдущее значение. При использовании итерационных процессов реализуется метод последовательных приближений. Циклом управляет заданная погрешность вычислений e . Если на очередной итерации погрешность ≥e, то цикл продолжается для вычисления последующего приближённого значения результата, иначе происходит выход из цикла.

Описание и вызов программы-функции:



Вложенные циклы

Если телом цикла является циклическая структура, то такой цикл называется вложенным или сложным. Алгоритм со структурой вложенных циклов – это алгоритм, содержащий цикл, внутри которого размещены один или несколько других циклов.

Простейший случай вложенных циклов – двойной. В этом случае один цикл помещается внутри другого. Различные варианты вложенных циклов:

Пример 6.1. Вычислить .

Описание и вызов программы-функции:

Работа вложенного цикла заключается в следующем: сначала задаётся первое значение параметра внешнего цикла i , затем управление передаётся внутреннему циклу и параметр внутреннего цикла j принимает по очереди все значения. Когда выполнение внутреннего цикла окончено, задаётся второе значение параметра внешнего цикла и вновь полностью выполняется внутренний цикл. Процесс повторяется до тех пор, пока параметр внешнего цикла не примет все значения.

Цикл с предусловием

Цикл - разновидность управляющей конструкции в высокоуровневых языках программирования , предназначенная для организации многократного исполнения набора инструкций . Также циклом может называться любая многократно исполняемая последовательность инструкций, организованная любым способом (например, с помощью условного перехода).

Определения

Последовательность инструкций, предназначенная для многократного исполнения, называется телом цикла . Однократное выполнение тела цикла называется итерацией . Выражение определяющее, будет в очередной раз выполняться итерация, или цикл завершится, называется условием выхода или условием окончания цикла (либо условием продолжения в зависимости от того, как интерпретируется его истинность - как признак необходимости завершения или продолжения цикла). Переменная , хранящая текущий номер итерации, называется счётчиком итераций цикла или просто счётчиком цикла . Цикл не обязательно содержит счётчик, счётчик не обязан быть один - условие выхода из цикла может зависеть от нескольких изменяемых в цикле переменных, а может определяться внешними условиями (например, наступлением определённого времени), в последнем случае счётчик может вообще не понадобиться.

Исполнение любого цикла включает первоначальную инициализацию переменных цикла, проверку условия выхода, исполнение тела цикла и обновление переменной цикла на каждой итерации. Кроме того большинство языков программирования предоставляют средства для досрочного завершения цикла, то есть выхода из цикла независимо от истинности условия выхода.

Виды циклов

Безусловные циклы

Иногда в программах используются циклы, выход из которых не предусмотрен логикой программы. Такие циклы называются безусловными, или бесконечными. Специальных синтаксических средств для создания бесконечных циклов, ввиду их нетипичности, языки программирования не предусматривают, поэтому такие циклы создаются с помощью конструкций, предназначенных для создания обычных (или условных ) циклов. Для обеспечения бесконечного повторения проверка условия в таком цикле либо отсутствует (если позволяет синтаксис, как, например, в цикле LOOP…END LOOP языка Ада), либо заменяется константным значением (while true do … в Паскале).

Цикл с предусловием

Цикл с предусловием - цикл, который выполняется пока истинно некоторое условие, указанное перед его началом. Это условие проверяется до выполнения тела цикла, поэтому тело может быть не выполнено ни разу (если условие с самого начала ложно). В большинстве процедурных языков программирования реализуется оператором while , отсюда его второе название - while-цикл.

Цикл с постусловием

Цикл с постусловием - цикл, в котором условие проверяется после выполнения тела цикла. Отсюда следует, что тело всегда выполняется хотя бы один раз. В языке Паскаль этот цикл реализует оператор repeat..until; в Си - do…while.

В трактовке условия цикла с постусловием в разных языках есть различия. В Паскале и языках, произошедших от него, условие такого цикла трактуется как условие выхода (цикл завершается, когда условие истинно, в русской терминологии такие циклы называют ещё «цикл до»), а в Си и его потомках - как условие продолжения (цикл завершается, когда условие ложно, такие циклы иногда называют «цикл пока»)…..

Цикл с выходом из середины

Цикл с выходом из середины - наиболее общая форма условного цикла. Синтаксически такой цикл оформляется с помощью трёх конструкций: начала цикла, конца цикла и команды выхода из цикла. Конструкция начала маркирует точку программы, в которой начинается тело цикла, конструкция конца - точку, где тело заканчивается. Внутри тела должна присутствовать команда выхода из цикла, при выполнении которой цикл заканчивается и управление передаётся на оператор, следующий за конструкцией конца цикла. Естественно, чтобы цикл выполнился более одного раза, команда выхода должна вызываться не безусловно, а только при выполнении условия выхода из цикла.

Принципиальным отличием такого вида цикла от рассмотренных выше является то, что часть тела цикла, расположенная после начала цикла и до команды выхода, выполняется всегда (даже если условие выхода из цикла истинно при первой итерации), а часть тела цикла, находящаяся после команды выхода, не выполняется при последней итерации.

Легко видеть, что с помощью цикла с выходом из середины можно легко смоделировать и цикл с предусловием (разместив команду выхода в начале тела цикла), и цикл с постусловием (разместив команду выхода в конце тела цикла).

Часть языков программирования содержат специальные конструкции для организации цикла с выходом из середины. Так, в языке Ада для этого используется конструкция LOOP…END LOOP и команда выхода EXIT или EXIT WHEN :

LOOP ... Часть тела цикла EXIT WHEN <условие выхода>; ... Часть тела цикла IF <условие выхода> THEN EXIT ; END ; ... Часть тела цикла END LOOP :

Здесь внутри цикла может быть любое количество команд выхода обоих типов. Сами команды выхода принципиально не различаются, обычно EXIT WHEN применяют, когда проверяется только условие выхода, а просто EXIT - когда выход из цикла производится в одном из вариантов сложного условного оператора.

В тех языках, где подобных конструкций не предусмотрено, цикл с выходом из середины может быть смоделирован с помощью любого условного цикла и оператора досрочного выхода из цикла (такого, как break в Си), либо оператора безусловного перехода goto .

Цикл cо счётчиком

Цикл со счётчиком - цикл, в котором некоторая переменная изменяет своё значение от заданного начального значения до конечного значения с некоторым шагом, и для каждого значения этой переменной тело цикла выполняется один раз. В большинстве процедурных языков программирования реализуется оператором for , в котором указывается счётчик (так называемая «переменная цикла»), требуемое количество проходов (или граничное значение счётчика) и, возможно, шаг, с которым изменяется счётчик. Например, в языке Оберон-2 такой цикл имеет вид:

FOR v:= b TO e BY s DO ... тело цикла END

(здесь v - счётчик, b - начальное значение счётчика, e - граничное значение счётчика, s - шаг).

Неоднозначен вопрос о значении переменной по завершении цикла, в котором эта переменная использовалась как счётчик. Например, если в программе на языке Паскаль встретится конструкция вида:

I:= 100 ; for i:= 0 to 9 do begin ... тело цикла end ; k:= i;

возникает вопрос: какое значение будет в итоге присвоено переменной k : 9, 10, 100, может быть, какое-то другое? А если цикл завершится досрочно? Ответы зависят от того, увеличивается ли значение счётчика после последней итерации и не изменяет ли транслятор это значение дополнительно. Ещё один вопрос: что будет, если внутри цикла счётчику будет явно присвоено новое значение? Различные языки программирования решают данные вопросы по-разному. В некоторых поведение счётчика чётко регламентировано. В других, например, в том же Паскале, стандарт языка не определяет ни конечного значения счётчика, ни последствий его явного изменения в цикле, но не рекомендует изменять счётчик явно и использовать его по завершении цикла без повторной инициализации. Программа на Паскале, игнорирующая эту рекомендацию, может давать разные результаты при выполнении на разных системах и использовании разных трансляторов.

Радикально решён вопрос в языке Ада : счётчик считается описанным в заголовке цикла, и вне его просто не существует. Даже если имя счётчика в программе уже используется, внутри цикла в качестве счётчика используется отдельная переменная. Счётчику запрещено явно присваивать какие бы то ни было значения, он может меняться только внутренним механизмом оператора цикла. В результате конструкция

I:= 100 ; for i in (0 ..9 ) loop ... тело цикла end loop ; k:= i;

внешне аналогичная вышеприведённому циклу на Паскале, трактуется однозначно: переменной k будет присвоено значение 100, поскольку переменная i , используемая вне данного цикла, не имеет никакого отношения к счётчику i , который создаётся и изменяется внутри цикла. Считается, что подобное обособление счётчика наиболее удобно и безопасно: не требуется отдельное описание для него и минимальна вероятность случайных ошибок, связанных со случайным разрушением внешних по отношению к циклу переменных. Если программисту требуется включить в готовый код цикл со счётчиком, то он может не проверять, существует ли переменная с именем, которое он выбрал в качестве счётчика, не добавлять описание нового счётчика в заголовок соответствующей процедуры, не пытаться использовать один из имеющихся, но в данный момент «свободных» счётчиков. Он просто пишет цикл с переменной-счётчиком, имя которой ему удобно, и может быть уверен, что никакой коллизии имён не произойдёт.

Цикл со счётчиком всегда можно записать как условный цикл, перед началом которого счётчику присваивается начальное значение, а условием выхода является достижение счётчиком конечного значения; к телу цикла при этом добавляется оператор изменения счётчика на заданный шаг. Однако специальные операторы цикла со счётчиком могут эффективнее транслироваться, так как формализованный вид такого цикла позволяет использовать специальные процессорные команды организации циклов.

В некоторых языках, например, Си и других, произошедших от него, цикл for , несмотря на синтаксическую форму цикла со счётчиком, в действительности является циклом с предусловием. То есть в Си конструкция цикла:

For (i = 0 ; i < 10 ; ++i) { ... тело цикла }

фактически представляет собой другую форму записи конструкции:

I = 0 ; while (i < 10 ) { ... тело цикла ++i; }

То есть в конструкции for сначала пишется произвольное предложение инициализации цикла, затем - условие продолжения и, наконец, выполняемая после каждого тела цикла некоторая операция (это не обязательно должно быть изменение счётчика; это может быть правка указателя или какая-нибудь совершенно посторонняя операция). Для языков такого вида вышеописанная проблема решается очень просто: переменная-счётчик ведёт себя совершенно предсказуемо и по завершении цикла сохраняет своё последнее значение.

Вложенные циклы

Существует возможность организовать цикл внутри тела другого цикла. Такой цикл будет называться вложенным циклом . Вложенный цикл по отношению к циклу в тело которого он вложен будет именоваться внутренним циклом , и наоборот цикл в теле которого существует вложенный цикл будет именоваться внешним по отношению к вложенному. Внутри вложенного цикла в свою очередь может быть вложен еще один цикл, образуя следующий уровень вложенности и так далее. Количество уровней вложенности как правило не ограничивается.

Полное число исполнений тела внутреннего цикла не превышает произведения числа итераций внутреннего и всех внешних циклов. Например взяв три вложенных друг в друга цикла, каждый по 10 итераций, получим 10 исполнений тела для внешнего цикла, 100 для цикла второго уровня и 1000 в самом внутреннем цикле.

Одна из проблем, связанных с вложенными циклами - организация досрочного выхода из них. Во многих языках программирования есть оператор досрочного завершения цикла (break в Си, exit в Турбо Паскале, last в Perl и т. п.), но он, как правило, обеспечивает выход только из цикла того уровня, откуда вызван. Вызов его из вложенного цикла приведёт к завершению только этого внутреннего цикла, объемлющий же цикл продолжит выполняться. Проблема может показаться надуманной, но она действительно иногда возникает при программировании сложной обработки данных, когда алгоритм требует немедленного прерывания в определённых условиях, наличие которых можно проверить только в глубоко вложенном цикле.

Решений проблемы выхода из вложенных циклов несколько.

  • Простейший - использовать оператор безусловного перехода goto для выхода в точку программы, непосредственно следующую за вложенным циклом. Этот вариант критикуется сторонниками структурного программирования, как и все конструкции, требующие использования goto . Некоторые языки программирования, например Modula-2, просто не имеют оператора безусловного перехода, и в них подобная конструкция невозможна.
  • Альтернатива - использовать штатные средства завершения циклов, в случае необходимости устанавливая специальные флаги, требующие немедленного завершения обработки. Недостаток - усложнение кода, снижение производительности без каких-либо преимуществ, кроме теоретической «правильности» из-за отказа от goto .
  • Размещение вложенного цикла в процедуре. Идея состоит в том, чтобы всё действие, которое может потребоваться прервать досрочно, оформить в виде отдельной процедуры, и для досрочного завершения использовать оператор выхода из процедуры (если такой есть в языке программирования). В Си, например, можно построить функцию с вложенным циклом, а выход из неё организовать с помощью оператора return . Недостаток - выделение фрагмента кода в процедуру не всегда логически обосновано, и не все языки имеют штатные средства досрочного завершения процедур.
  • Воспользоваться механизмом генерации и обработки исключений (исключительных ситуаций), который имеется сейчас в большинстве ЯВУ. В этом случае в нештатной ситуации код во вложенном цикле возбуждает исключение, а блок обработки исключений, в который помещён весь вложенный цикл, перехватывает и обрабатывает его. Недостаток - реализация механизма обработки исключений в большинстве случаев такова, что скорость работы программы уменьшается. Правда, в современных условиях это не особенно важно: практически потеря производительности столь мала, что имеет значение лишь для очень немногих приложений.
  • Наконец, существуют специальные языковые средства для выхода из вложенных циклов. Так, в языке Ада программист может пометить цикл (верхний уровень вложенного цикла) меткой, и в команде досрочного завершения цикла указать эту метку. Выход произойдёт не из текущего цикла, а из всех вложенных циклов до помеченного, включительно.

Совместный цикл

Ещё одним вариантом цикла является цикл, задающий выполнение некоторой операции для объектов из заданного множества, без явного указания порядка перечисления этих объектов. Такие циклы называются совместными (а также циклами по коллекции , циклами просмотра ) и представляют собой формальную запись инструкции вида: «Выполнить операцию X для всех элементов, входящих в множество M». Совместный цикл, теоретически, никак не определяет, в каком порядке операция будет применяться к элементам множества, хотя конкретные языки программирования, разумеется, могут задавать конкретный порядок перебора элементов. Произвольность даёт возможность оптимизации исполнения цикла за счёт организации доступа не в заданном программистом, а в наиболее выгодном порядке. При наличии возможности параллельного выполнения нескольких операций возможно даже распараллеливание выполнения совместного цикла, когда одна и та же операция одновременно выполняется на разных вычислительных модулях для разных объектов, при том что логически программа остаётся последовательной.

}

Оператор цикла while организует выполнение одного оператора (простого или составного) неизвестное заранее число раз.

Формат цикла while : while (B) S;

где B

S – тело цикла - оператор (простой или составной).

Перед каждым выполнением тела цикла анализируется значение выражения В: если оно истинно, то выполняется тело цикла, и управление передается на повторную проверку условия В; если значение В ложно – цикл завершается и управление передается на оператор, следующий за оператором S.

Если результат выражения B окажется ложным при первой проверке, то тело цикла не выполнится ни разу. Отметим, что если условие B во время работы цикла не будет изменяться, то возможна ситуация зацикливания, то есть невозможность выхода из цикла. Поэтому внутри тела должны находиться операторы, приводящие к изменению значения выражения B так, чтобы цикл мог корректно завершиться.

Пример:

n.

static void Main()

Console.Write("N= ");

while (i <= n) //пока i меньше или равно n

//выводим i на экран, затем увеличиваем его на 1

Console.Write(" "+ i++);

Результат:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Цикл с постусловием

Оператор цикла do while также организует выполнение одного оператора (простого или составного) неизвестное заранее число раз. Однако в отличие от цикла while условие завершения цикла проверяется после выполнения тела цикла.

Формат цикла do while : do S while (B);

где В – выражение, истинность которого проверяется (условие завершения цикла);

S – тело цикла - оператор (простой или блок).

Сначала выполняется оператор S, а затем анализируется значение выражения В: если оно истинно, то управление передается оператору S, если ложно - цикл завершается, и управление передается на оператор, следующий за условием B. Так как условие В проверяется после выполнения тела цикла, то в любом случае тело цикла выполнится хотя бы один раз.

В операторе do while, так же как и в операторе while, возможна ситуация зацикливания в случае, если условие В всегда будет оставаться истинным.

Пример:

Вывод на экран целых чисел из интервала от 1 до n.

static void Main()

Console.Write("N= "); int n=int.Parse(Console.ReadLine());

do Console.Write(" " + i++);

while (i <= n); //пока i меньше или равно n

Цикл с параметром

Цикл с параметром имеет следующую структуру:

for (<инициализация>; <выражение>; <модификация>) <оператор>;

Инициализация используется для объявления и/или присвоения начальных значений величинам, используемым в цикле в качестве параметров (счетчиков). В этой части можно записать несколько опе­раторов, разделенных запятой. Областью действия переменных, объявленных в части инициализации цикла, является цикл и вложенные блоки. Инициализация выполняется один раз в начале исполнения цикла.

Выражение определяет условие выполнения цикла: если его результат истинен, цикл выполняется. Истинность выражения проверяется перед каждым выполнением тела цикла, таким образом, цикл с параметром реализо­ван как цикл с предусловием. В блоке выражение через запятую можно записать несколько логических выражений, тогда запятая равносильна операции логическое И (&&).

Модификация выполняется после каждой итерации цикла и служит обычно для изменения параметров цикла. В части модификация можно записать несколько операторов через запятую.

Оператор (простой или составной) представляет собой тело цикла.

Любая из частей оператора for (инициализация, выражение, модификация, оператор) может отсутствовать, но точку с запя­той, определяющую позицию пропускаемой части, надо оставить.

static void Main()

Console.Write("N= ");

int n=int.Parse(Console.ReadLine());

for (int i=1; i<=n;) //блок модификации пустой

Console.Write(" " + i++);

Вложенные циклы

Циклы могут быть простые или вложенные (кратные, циклы в цикле). Вложенными могут быть циклы любых типов: while, do while, for . Каждый внутренний цикл должен быть полностью вложен во все внешние циклы. «Пересечения» циклов не допускаются.

Как мы уже говорили, в паскале существуют 3 способа организации цикла (типа):

2) Цикл с постусловием

3) Цикл с предусловием

Цикл В данной статье рассмотрим второй тип цикла — цикл с предусловием (цикл WHILE) . Если цикл со счетчиком мы используем в случаях, когда необходимо организовать цикл с известным числом повторений, то цикл с предусловием используется, когда число повторений неизвестно.

WHILE условие DO действие; // тело цикла

Тело цикла выполняется пока условие ИСТИННО.

Если в теле цикла действий несколько — используются операторные скобки begin … end ;

WHILE условие do begin действие_1; действие_2; действие_3; ... end;

Рассмотрим пример, аналогичный рассмотренному в теме «Цикл со счетчиком», но реализуем его с помощью цикла WHILE .

Требуется на экране вывести:

Привет
Привет
Привет
Привет

Для реализации данного примера с помощью цикла с предусловием нам потребуется переменная n :

WHILE n<4 do writeln("Привет");

Данный цикл будет выполнять команду writeln(‘Привет’) бесконечное число раз. Почему? Потому что переменная n не изменяется и всегда будет меньше 4. Поэтому необходимо в цикле добавить код, изменяющий переменную n. Например: n:=n+1.

WHILE n<4 do begin writeln("Привет"); n:=n+1; end;

Теперь переменная n будет изменяться с каждым выполнением команд тела цикла (с каждой итерацией).

Нужно запомнить: чтобы не произошло зацикливание в цикле WHILE — необходимо проследить за тем, чтобы переменная из условия изменялась в теле цикла. В цикле со счетчиком такого не случится (зацикливание), т.к. мы указываем точное число итераций.

Рассмотрим несколько задач, где число повторений в цикле явно не известно.

Решение данной задачи основывается на использовании цикла WHILE, т.к. мы не знаем, когда будет введен ноль и мы перестанем вводить числа.

var a,s:integer; begin s:=0; writeln("Введите число"); readln(a); while(a<>0) do begin s:=s+a; //подсчет суммы S writeln("Введите число"); readln(a); end; writeln(s); end.

Зачем два раза используем ввод числа а (readln(a);)? Первый раз вводим число а для того, чтобы войти в цикл с некоторым значением переменной a, которое будет использоваться в условии цикла WHILE. Второй раз команда readln(a) используется внутри цикла — вводим числа до тех пор, пока не введем ноль.

Задача 2.

Даны два отрезка А и B (A>B). Не используя операции умножения и деления, определить, сколько отрезков В уместится в отрезке А.

Рассмотрим изображение:

Т.е. из рисунка видно, что нам нужно складывать длины отрезка A до тех пор, пока сумма не станет больше длины отрезка В . В этом нам поможет цикл с предусловием — цикл while .

var a,b,s,k:integer; begin writeln("Введите длину отрезка А"); readln(a); writeln("Введите длину отрезка B"); readln(b); k:=0; S:=a; while s k:=k+1; //переменная k считает количество выполнения тела цикла s:=s+a; //суммирует длину отрезка А end; writeln("В отрезке В содержится ",k," отрезков А"); end.

Рассмотрим работу программы на примере: А=5 , В=21 . Рассуждения запишем в таблицу:

Задача 3.

Используя алгоритм Евклида, найти НОД двух чисел.

Рассмотрим блок-схему алгоритма Евклида:

Запишем данной алгоритм с помощью Паскаля, опираясь на данную блок-схему. Как видим, у нас имеется цикл с предусловием (M>N) . Внутри цикла еще одно условие (M>N) , т.е. оператор IF… THEN .

var M, N: integer; begin writeln("Введите М и N"); readln(M, N); while M<>N do begin if M>N then M:=M-N else N:=N-M end; write("Н0Д = ",М) end.

Аналогично задаче 2 можно проверить данный алгоритм, записав рассуждения в таблицу.

Оператор цикла while называется циклом с предусловием, поскольку условие выполнения цикла проверяется перед входом в него, он имеет следующий формат: while (выражение) тело цикла;

В качестве выражения допускается использовать любое выражение языка Си, а в качестве тела любой оператор, в том числе пустой или составной. Схема выполнения оператора while следующая:

    Вычисляется выражение в скобках, затем проводится его проверка.

    Если выражение ложно, то выполнение оператора while заканчивается и выполняется следующий по порядку оператор. Если выражение истинно, то выполняется блок операторов (тело цикла while ).

    Процесс повторяется с пункта 1.

Блок-схема цикла с предусловием.

Таким образом, блок операторов, следующий за while будет выполняться пока проверка условия дает результат отличный от нуля, true (истина). Разумеется, после выхода по условию выполнение программы продолжится с оператора, следующего за циклом.

Рассмотрим следующий фрагмент программы:

int x =0;

while (x<10)

{ printf("%d\n",x);

x++;

printf(" The end ");

Такой цикл выполнится 10 раз, напечатав значения х от 0 до 9 , и только после этого управление перейдет на второй, стоящий за циклом printf() .

Цикл с постусловием (Оператор do … while)

По поведению он очень похож на предыдущий цикл while() , за тем исключением, что условие проверяется после выполнения тела цикла. Если условие окажется ложным, цикл на этом заканчивается, в противном случае – выполняется очередная итерация цикла. Этот тип цикла используется в тех случаях, когда необходимо выполнить тело цикла хотя бы один раз. Формат оператора имеет следующий вид: do тело цикла while (выражение);

Блок-схема цикла с постусловием.

Чтобы прервать выполнение цикла до того, как условие станет ложным, можно использовать оператор break . Напечатаем значения х от 0 до 9 с использованием цикла do … while

int x =0;

{ printf("%d\n", x);

} while (x<10);

printf("The end");

Пример: Этот цикл выполнится один раз, прежде чем определит, что х равно нулю.

int x=0;

printf(" х =%d\n", x);

} while (x !=0);

Цикл со счетчиком (оператор for)

Оператор for - это наиболее общий способ организации цикла. Он имеет следующий формат:

for (выражение 1 ; выражение 2 ; выражение 3) тело цикла

Выражение 1 обычно используется для установки начальных значений переменных, используемых в цикле («блок инициализации»). Выражение 2 определяет условие, при котором тело цикла будет выполняться. Выражение 3 определяет регулярные изменения переменных после каждого прохода тела цикла («блок модификации»).

Блок-схема пошагового цикла.

Схема выполнения оператора for :

    Вычисляется выражение 1 ,один раз перед входом в цикл.

    Вычисляется выражение 2 (перед каждым проходом цикла), если оно отлично от нуля –true (истина), то выполняется тело цикла, иначе (если выражение ложно) – цикл прекращается и управление передается оператору, следующему за оператором for .

    Вычисляется выражение 3 (модификация данных после каждой итерации цикла), переход к пункту 2.

Существенно то, что проверка условия выполняется в начале цикла, а это значит, что тело цикла может ни разу не выполниться, если первый результат проверки будет false .

Пример: Эта программа, как и две предыдущие напечатает цифры от 0 до 9

for (x=0; x<10; x++)

printf ("% d \ n ", x );

Можно опустить любую из трех частей заголовка цикла, или даже все три, но точки с запятыми опускать нельзя.

Пример: Вот как будет выглядеть тот же алгоритм с отсутствующими частями инициализации и модификации в цикле for :

for (; x<10 ;)

{printf("%d\n",x);

Как видите, x=0 теперь стоит перед циклом, а оператор x++ стал последним в теле цикла.

Можно опустить и условие выхода, тогда программа будет считать, что условие всегда истинно и будет печатать строку "hello" до бесконечности.

for (;;)

printf (" hello \ n ");

аналогичный бесконечный цикл while будет выглядеть так:

while (1)

printf("hello\n");

while (1) – этокороткая запись оператора while (1!=0 ), то есть проверка условия 1!=0 всегда будет давать результатtrue

Бесконечные циклы применяются, когда условие выхода из цикла не известно заранее, для выхода из такого цикла требуется проверка дополнительного условия в теле цикла и оператор break .

Пример: Вычислять квадраты натуральных чисел от 0 до k , где k вводится с клавиатуры.

#include

using namespace std;

void main()

{ int i=0,b,k;

cout <<" k ="; // вывод текста "k=" на экран дисплея

cin >> k ; // ввод данных с клавиатуры в переменнуюk

cout << endl ; // перевод строки (вывод «конец строки» на экран)

for (;;)

{ i=i+1;

cout<

if (i == k ) break ; // выход из цикла по условию

Усложним условие задачи, пусть необходимо в начале цикла задать начальные значения не одной, а двум переменным (допустим x и y ), а в цикле изменить значения их обеих. Можно сделать эту работу следующим образом:

int y, x=0;

for (y=10; x

Благодаря оператору « , » (запятая) можно поступить проще:

int y, x;

for (x=0, y=10; x

{ printf("x=%d\ty=%d\n", x, y);